«Досье Пандоры» служит очередным сигналом бизнесу для отказа от офшоров.

Сотни тысяч организаций и частных лиц по всему миру вывозят капиталы для размещения в других государствах, в том числе офшорах. Это происходит в первую очередь для освобождения от уплаты налогов на законных основаниях. По оценкам МВФ, в мире насчитывается свыше 60 государств, являющихся офшорными зонами.

Офшорный мир состоит из множества зон. Некоторые из них — имеют сомнительную репутацию. Например, большинство публичных компаний и персон предпочитают избегать островные офшоры, такие, как Панама, Кайманы, Сейшельские острова, Бермуды, Британские Виргинские острова и т. п., несмотря на то что они имеют наиболее благоприятные налоговые режимы и минимальные требования к отчетности.

Однако, именно о таких офшорах идет речь в опубликованном на днях нашумевшем расследовании Pandora Papers «Досье Пандоры» или в опубликованном ранее в 2016 Panama papers «Панамском досье».

Так называемое Pandora Papers «Досье Пандоры», опубликованное 3 октября 2021г., является результатом расследования, проведенного Международным консорциумом журналистских расследований (ICIJ), и представляет собой терабайты внутренних документов 14 компаний, оказывающих финансовые услуги в странах, включая Британские Виргинские острова, Панаму, Белиз, Кипр, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур и Швейцарию.

«Досье Пандоры» называют крупнейшей утечкой данных такого рода в истории, и наиболее масштабным по количеству участников совместным расследованием в истории журналистики — в нем были задействованы более 650 журналистов из BBC Panorama, Guardian и более 100 других новостных агентств.

Размещение активов в офшорах позволяет компаниям платить меньше налогов в стране ведения бизнеса, путем размещения капиталов в другом низконалоговом государстве. Самыми известными оффшорными зонами мира считаются: Швейцария, Гонконг, Сингапур, Нормандские острова, ОАЭ, Люксембург, Британские Виргинские острова, Монако, Бахрейн.

Масштабы офшорных зон впечатляют, хотя оценки хранящихся в них капиталов и варьируются в зависимости методики подсчета. По прогнозным оценкам, размер офшорных капиталов может достигать более 10% от мирового ВВП. Если считать также активы, зарегистрированное на офшорные компании, вроде яхт, недвижимости и иного имущества, то сумма может составить около 20–30 трлн. долларов.

Тем не менее массовая утечка данных, выявившая скрытые активы, уклонение от уплаты налогов и, в некоторых случаях, отмывание денег некоторыми из богатейших и влиятельнейших людей мира, по всей видимости, не случайна.

В настоящее время, все более явно ощущается окончание эры офшорных юрисдикций.

 Внедрение антиофшорного регулирования во многих странах, давление мирового сообщества и международных организаций способствует постепенному отходу от массового использования офшорных юрисдикций при налоговом планировании. Такое давление усилилось после ряда серьезных утечек информации с базами данных офшоров и их клиентов (к примеру, скандал OffshoreLeaks в 2013 году раскрыл объем «серого» капитала порядка $32 трлн в ряде компаний, зарегистрированных в Гонконге, Сингапуре, на Британских Виргинских островах), выявивших истинные масштабы теневого сектора экономики.

Также основной организацией, серьезно занимающейся антиофшорным регулированием, является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По ее инициативе с 2012 года проблема стала обсуждаться на межгосударственном уровне. В 2013 году в ходе саммита большой двадцатки (G20) был составлен план борьбы с размытием налогооблагаемой базы и выводом налогооблагаемой прибыли (Base Erosion and Profit Shifting), утвержденный членами саммита. Для осуществления процедур деофшоризации была учреждена группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF, Financial Action Task Force), которые разрабатывают меры, минимизирующие выгоды от использования офшоров. Введение автоматического обмена информацией также облегчает доступ налоговых органов к банковской информации и отчетности резидентов в отношении зарубежных операций. В рамках мер по деофшоризации, недавно ОЭСР была предложена инициатива о вводе минимальной ставки корпоративного налога в размере не менее 15%, одобренная 132 странами после встречи G20 в июле 2021. 

Исчезает возможность вести деятельность в офшорах в рамках прежних схем. За несколько последних лет многим офшорным юрисдикциям пришлось радикально пересмотреть свое законодательство в свете рекомендаций международных организаций, противодействующих отмыванию денежных средств. Основными результатами стало повышение прозрачности корпоративных структур, ужесточение финансового и банковского регулирования, раскрытие сведений о конечных бенефициарах   и межгосударственный обмен налоговой информацией. Количество офшоров сокращается, стоимость ведения бизнеса в офшорах увеличивается, все это делает регистрацию компаний на их территориях менее привлекательной.

По нашему мнению, наряду с ужесточением законодательства в сфере офшорного регулирования будут многими странами приняты меры по возвращению капиталов, например, посредством налоговых амнистий.

Искоренить офшорный бизнес полностью не представляется возможным, однако, наиболее вероятным развитием событий будет постепенное ужесточение регуляций и ужесточение борьбы с использованием офшорных компаний в целях отмывания денег преступным путем и налоговой минимизации. 

Таким образом, «Досье Пандоры» и подобные расследования должны стать еще одной точкой борьбы с офшорами и могут явиться очередным сигналом для бизнеса уходить от офшорной деятельности и возвращать капиталы по месту осуществления своей деятельности.

Posted on Oct 05, 2021.

Получить консультацию специалиста

Пожалуйста, свяжитесь по телефону с одним из наших юристов +44 (0) 207 907 1460 (Лондон), +971 509 265 140 (Дубай) или заполните нашу форму запроса

Свяжитесь с нами