Отсутствие юридической помощи для мигрантов в тюрьме признано “дискриминационным”

Высокий суд в недавнем судебном деле SM v Lord Chancellor [2021] EWHC 418 (Admin) постановил, что бесплатные юридические консультации должны предоставляться иммиграционным заключенным, содержащимся в тюрьмах, что обеспечивает полный доступ к иммиграционным адвокатам в соответствие со схемой юридических консультаций, действующей в иммиграционных центрах временного содержания (также известной как “IRCS”).

В качестве значительного ущерба для Legal Aid Agency по данному делу суд постановил, что заключенные в тюрьмах подвергаются дискриминационному обращению из-за препятствий в получении юридической консультации, которая освобождается от правил предоставления юридической помощи, доступных в качестве права для тех, кто находится в IRCS.

Суд постановил, что отсутствие эквивалентного обращения является неоправданным и нарушает статью 14 Европейской конвенции о правах человека.

Это решение, как мы надеемся, приведет к изменению системы юридических консультаций и помощи для заключенных, которые сталкиваются с очень серьезными препятствиями в получении консультаций по вопросам иммиграции и убежища или помощи в освобождении под залог.

Дифференцированный режим

Задержанные в IRCS могут получить бесплатную юридическую консультацию в течение 30-минутных встреч с адвокатом в рамках схемы консультирования по вопросам содержания под стражей, которая финансируется Агентством юридической помощи.

Уникальность этой схемы заключается в ее доступности: она предусматривает предоставление финансируемых государством юридических консультаций без каких-либо обычных квалификационных требований, таких как оценка средств и заслуг человека. Это контрастирует с заключенными в тюрьмах, где нет эквивалентных условий.

Придя к выводу о существовании дифференцированного обращения, суд проанализировал различия в положении заключенных в IRCS и обычных тюрьмах:

Я согласен с утверждением Истца о том, что 30-минутных консультаций достаточно для того, чтобы можно было получить основные инструкции и рекомендации по таким вопросам, как ходатайства об освобождении под залог. 30-минутные встречи также позволяют юрисконсультам получить информацию, необходимую для оценки того, удовлетворяются ли финансовые и материальные требования для предоставления дальнейших юридических консультаций. [...] Сравните положение иммиграционного заключенного, содержащегося в тюрьме. Даже после того, как он определил адвоката для телефонного разговора (и если предположить, что его английский достаточно хорош, чтобы можно было обойтись без устного перевода), ему все равно нужно убедить этого адвоката потратить время на разговор с ним, время, за которое адвокату могут ничего не заплатить, чтобы решить, соответствуют ли критерии приемлемости.

Иммиграционное задержание в тюрьмах

Лица, которым грозит депортация, часто содержатся в тюрьмах в рамках соглашения между Министерством Внутренних дел и тюремной службой.

Условия содержания в тюрьмах гораздо тяжелее, чем в IRCS. С заключенными в тюрьмах обращаются как с заключенными предварительного заключения, не имеющими доступа к мобильным телефонам или Интернету. Им разрешается звонить только тем контактам, чьи номера были проверены тюрьмой, – процесс, который может занять несколько недель.

Это чрезвычайно затрудняет поиск адвокатов, особенно учитывая, что телефонные звонки из тюрьмы прекращаются через пять минут.

Благотворительная организация "Bail for Immigration Detainees", которая вмешалась в это дело, руководит проектом по освобождению заключенных под залог, но это также служит спасательным кругом для тех, кому не хватает юридической консультации по их возможному делу в отношении риска депортации.

В докладе вышеуказанной благотворительной организации за 2017 год “Об отсутствии юридической помощи заключенным” было установлено, что только пять из 86 опрошенных заключенных получили независимую консультацию по своему иммиграционному делу.

Вместо юридической консультации, заключенным, содержащихся в тюрьмах, предоставляют “информацию” в виде экземпляров журнала “Inside Time”, и список “активных поставщиков” юридической помощи. За последнее время, правительство сослалось на некоторые “оперативные ограничения”, такие как небольшое число заключенных, содержащихся в отдельных тюрьмах.

Суд пришел к выводу, что это не является оправданием для дискриминации:

Что должно быть оправдано, так это не отсутствие (с точки зрения иммиграционных заключенных в тюрьмах) механизмов предоставления юридической помощи, а скорее отсутствие функционального эквивалента механизма, в соответствии с которым первоначальная юридическая консультация по таким вопросам, как право на освобождение под залог, предоставляется бесплатно и без ссылки на финансовые критерии или критерии приемлемости по существу. На данный момент имеющиеся данные не дают хорошего обоснования существующей разницы в этой связи.

Многочисленные правила Конвенции по правам человека нарушены

В частности, суд установил, что дискриминационное обращение подпадает под действие четырех статей Конвенции: Статей 2 и 3 из-за воздействия на беженцев и лиц, подвергающихся риску жестокого обращения; Статьи 5 из-за воздействия на тех, кто хочет оспорить свое задержание или ходатайствовать об освобождении под залог; и статьи 8 из-за воздействия на тех, кто хочет ходатайствовать о разрешении остаться по причинам частной или семейной жизни.

Posted on Feb 26, 2021.

Получить консультацию специалиста

Пожалуйста, свяжитесь по телефону с одним из наших юристов +44 (0) 207 907 1460 (Лондон), +971 509 265 140 (Дубай) или заполните нашу форму запроса

Свяжитесь с нами