Обман и денатурализация

В Соединенном Королевстве существует два типа денатурализации, основанной на мошенничестве.

Законодательное право лишать британского гражданина его статуса на основании мошенничества было введено в 1914 году. Неизвестно, как часто это предусмотренное законом полномочие осуществлялось в предыдущие годы, но считается, что это происходило редко.

Еще одна форма денатурализации, основанная на мошенничестве, появилась благодаря прецедентному праву. В судебном деле Sultan Mahmood 1978 года [1981] QB 58 мужчина принял личность своего умершего двоюродного брата и позже якобы зарегистрировался как гражданин Великобритании под этим именем.

Суд постановил, что предполагаемая регистрация была недействительной из-за того, что мужчина мошенническим путем присвоил себе личность реального человека.

Более поздние дела расширили обстоятельства, при которых предыдущее признание или предоставление гражданства могло быть просто проигнорировано таким образом как недействительное. Статистические данные по обеим этим формам денатурализации, основанной на мошенничестве, доступны за период с 2012 года и свидетельствуют о значительном последующем расширении сферы применения полномочий.

Взлет и падение аннулирования гражданства

Британское государство сочло удобным полагаться на простые заявления о недействительности, которые можно оспорить только путем подачи заявления о судебном пересмотре, а не на законную силу, которая обеспечивала процессуальные гарантии и полное право на апелляцию.

Число заявлений о признании недействительными резко возросло в 2013 году с очень низкого базового уровня до 176 случаев за один год, прежде чем снова снизиться.

В 2018 году Верховный суд постановил по делу Hysaj [2017] UKSC 82, что дела, последовавшие за делом Sultan Mahmood, приняли "неправильный оборот" и, следовательно, что многие из последующих заявлений о недействительности были незаконными. Вместо этого следовало бы воспользоваться предусмотренной законом властью.

Затем число установленных законом случаев лишения свободы на основании мошенничества начало расти, а затем резко возросло до 273 случаев в 2021 году. Вполне возможно, что часть более поздних решений о лишении гражданства по закону была вынесена в отношении лиц, чье гражданство ранее было незаконно аннулировано, а затем фактически восстановлено решением Верховного суда.

Фокус на мошенничестве

Команда Министерства внутренних дел, ответственная за денатурализацию, а именно подразделение по проверке статуса, была создана в 2012 году. До этого в отчете Главного инспектора пограничной службы и иммиграции было зафиксировано, что в период с 2008 по 2012 год вообще не было произведено ни одной денатурализации, основанной на мошенничестве.

Более поздняя проверка, проведенная в 2017 году, зафиксировала, что в 2017 году все подразделение состояло из 24 сотрудников.

В марте 2017 года сообщалось, что в отделе накопилось 1338 дел о лишении гражданства и что он обрабатывает от 12 до 23 таких дел в месяц. Задержки, вызванные постоянными отставаниями, оппортунистический, несистематический способ передачи дел группе в Министерстве внутренних дел, внутренняя система определения приоритетов и доступность только моментальных снимков статистики о выполняемой работе делают невозможным связать какие-либо предшествующие тенденции миграции с количеством происходящих денатурализаций в данном году.

Если вы создадите инквизицию, она обнаружит ересь. Создание специальной группы для конкретной цели выявления мошенничества, вероятно, приведет к увеличению числа случаев выявления мошенничества. Это не объясняет, почему было принято решение выделить ресурсы на этот вопрос, и это может быть элементом цикличности. Подразделение было создано из-за того, что было замечено или заподозрено большее количество мошенничеств, и затем подразделение приступило к выявлению новых случаев мошенничества.

Мораль и мигранты

На практике очень немногие решения о лишении свободы, основанные на мошенничестве, по-видимому, приводят к действиям по выдворению из страны. У заинтересованных лиц почти всегда есть партнеры и дети в Соединенном Королевстве, которые часто сами являются британцами по рождению, регистрации или натурализации. Действительно, первоначальный обман часто обнаруживается только благодаря спонсированию приезда члена семьи в Соединенное Королевство.

Это отсутствие радикальных, прямых последствий денатурализации ставит под сомнение ее цель. Короче говоря, зачем выделять ресурсы на эту проблему — есть много, возможно, более насущных проблем, стоящих перед современным Министерством внутренних дел, — когда обман настолько историчен и денатурализация в любом случае не приведет к депортации?

Аналитики убедительно доказывают, что британское правительство сделало необходимость борьбы с мошенничеством одним из своих приоритетов в области миграции, особенно, но не исключительно, в контексте предоставления убежища и брачной миграции.

Отождествление миграции с обманом вряд ли является чем-то новым, но есть основания предполагать, что этому вопросу в контексте гражданства были выделены дополнительные приоритеты и ресурсы.

Цель денатурализации, основанной на мошенничестве, по-видимому, носит моральный характер. Предполагают, что ответственные чиновники оправдывают свою работу тем, что она угрожает цели натурализации, а именно празднованию гражданства как награды, доступной только тем, кого считают достаточно достойными.

В основе всего этого лежит изменение того, как ценность приписывается гражданству. Некогда противоречивое утверждение о том, что гражданство - это "привилегия, а не право", впервые появилось в парламентских дебатах по несостоявшемуся законодательству о заработанном гражданстве 2008 и 2009 годов. Для некоторых высокая ценность гражданства означает, что его следует лишать только в исключительных обстоятельствах, если вообще когда-либо.

Для других ценность гражданства повышается из-за хрупкости. Если гражданство может быть нарушено или утрачено, те, кто им обладает, будут дорожить им еще больше.

Этот моральный аспект гражданства редко прямо заявляется публично, но становится все более распространенным.

Этот моралистический подход, вероятно, приведет ко все более широкому использованию сил денатурализации, хотя в первую очередь и непропорционально против предполагаемых аутсайдеров.

Опубликовано 13.02.2023.

Получить консультацию специалиста

Пожалуйста, свяжитесь по телефону с одним из наших юристов +44 (0) 207 907 1460 (Лондон), +971 509 265 140, +971 525 977 456 (Дубай) или заполните нашу форму запроса

Свяжитесь с нами